Специфика работы воспитателя в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:
- речевыми нарушениями;
- неполной сформированностью психических процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
- особенностями эмоционально-волевой сферы личности воспитанников.
Обязательные компоненты работы воспитателя в течение дня:
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательные упражнения.
- Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
- Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку; волшебные палочки (выкладывание фигур из палочек по образцу и по памяти); разрезные картинки;
мозаика; «Сложи картинки из геометрических фигурок»; игры со шнурами и камешками; пальчиковый театр, теневой театр;
Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов
Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня, воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.
Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей
Воспитателю необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.
Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.
На занятиях ошибки ребенка не фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.
Задачи коррекционной работы воспитателя в специальной группе для детей с ТНР.
При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:
- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с речевыми нарушениями;
- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;
- автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
- закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
- формирование диалогической и монологической речи у воспитанников;
- закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;
- подготовка детей к письму, формирование графических умений;
- устранение недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
- закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
- сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;
- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения
- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.
Воспитатель решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.
Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.
Формирование речи, закрепление и усвоение речевых навыков проводится воспитателем и во время режимных моментов: одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время игр, утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.
Организация деятельности воспитателя на занятиях
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся детей.
Построение занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:
- Соответствие содержания занятий лексическим темам
- Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
- Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
- Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
- Обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
- Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы на занятии.
- Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование умственной и физической активности детей на занятии.
При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические требования:
- Вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
- Невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к объектам наблюдения;
- Демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
- Замечания педагог не делает, потому что они вызывают негативные реакции. Возможны следующие варианты исправления ошибок:
- привлечение внимания всех детей к данном ответу, определение его правильности или ошибочности;
- предложение кому-то из детей справить ошибку;
- повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.
При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.
- Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и задачи и осуществлять ее реализацию использованием эффективных методов обучения.
- Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что спокойная (без раздражения), неторопливая, с соблюдением пауз между вопросами к детям и их ответам, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
- Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психоэмоциональную нагрузку.
- Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.